Скоро в школу, или Кризис семи лет В семь лет ребенок из дошкольника становится школьником. Основная причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны Именно в это время детей возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой ролью для ребёнка становится статус ученика. Учение для ребенка - новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель, школьные принадлежности, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость. Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться
Кроме желания стать школьником для успешной учебы необходимо приложить все усилия, чтобы объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова. Попытки родителей приобщить своих детей к различным теоретическим знаниям - как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия - часто заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис конца дошкольного детства. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности. И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет - моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению - будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты. А вот,если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации - в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир знаний.