Проверить
внимание ребенка можно при помощи заданий основанных на принципе "найди
отличия". Предлагаются две или
более картинок, на которых изображено
почти одно и то же.
Необходимо
найти отличия.
Рисунки
могут различаться по цвету; на сюжетных картинках отсутствие какого-либо элемента, например,
персонаж меняет план . Возможны изменения в деталях костюма героя или в его
расположении, позе, жестах и т. д.
Количество
отличий может зависит от сложности теста.
Есть варианты, когда на картинках десять
отличий. Если ребенок нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если 6-8, - это тоже неплохо, но его
наблюдательность все же нужно развивать. Если только 5 отличий, значит, недостаточно развито внимание, а упражнения на
развитие наблюдательности должны стать ежедневным занятием.
Упражнения могут быть построены и на сериях картинок, содержащих два или более рисунков. Можно использовать схематические изображения
предметов и животных, содержащие одинаковые и разные элементы, например домики,
деревья, цветы, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом или цветом. Эти
задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков и сложности
задаваемых вопросов.
Для проверки
речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но
и слова. При этом можно предложить выявить отличия между словами и сказать,
например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие
слова отличаются одной, двумя или более буквами.
При
выполнении таких необходимо пояснить ребенку, что сравнивает он сами слова, а
не те понятия, которые они обозначают. На сравнение можно предложить такие
слова, как.
Сон и сын (отличаются одной буквой (о-ы);
- каша и киса (отличаются двумя буквами (а-и, ш-с));
- лис и
лисёнок (второе слово длиннее),
- день и денёчки(первое слово короче);
- кошка, книга, крыса (во всех словах по 5 букв, общие буквы:
к, а) и т.
п.
Можно предложить быть сравнить понятия. Например, предлагается
рассказать, что общего и чем отличаются слова "вертолёт" и "пчела"; "елка" и
"ежик"; "учитель" и "врач"; "тигр" и
"кошка"; "ворона" и "синица" и т. д.
Дети должны
также быть знакомы с такими понятиями и уметь объяснить сходства и различия.
Другим
вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать
выполнение такого упражнения, как "отвернись и назови". Дети с
удовольствием выполняют это упражнение. На столе расставляют определенное
количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем
он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно
выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку,
заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку
предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.
Надо
сказать, что задания, когда ребенку предлагается некоторое время рассматривать
какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это,
например, может быть какая-то картинка, по которой затем будет задан вопрос.
Такие картинки часто печатаются в детских журналах или в специальной
литературе, имеющей целью подготовить ребенка к школе. На картинке может быть
изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые
разнообразные, например "Куда идут герои?", "Мимо чьего домика
им нужно пройти, чтобы достичь места назначения?", "Кого они встретят
на своем пути?" и т. д. Вы изменяете варианты вопросов в зависимости от
того, что именно изображено на картинке.
Использованы
рекомендации для детей дошкольного возраста авторов ОС «школа 2100»
Следующая
статья об уровне мышления.
|