ВРЕМЯ
КРИЗИСА
Переход
из начальной школы в среднюю
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением
ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю
школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже
начинает ждать «новой жизни».
СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Действительно, обучение в средней школе происходит более
интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не
следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом
классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо
считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных
психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан
со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к
определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь
отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг
в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что
ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится
твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в
среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо
учитывать
все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения
педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку,
помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями
(например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель
начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он
внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в
дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе.
Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к
урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.
Опоздать на урок, забыть
какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится
более серьезным проступком, чем в
начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только
на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах.
Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается,
что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны
учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к
подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают
и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к
постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно
организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что
меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном
уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению
пройденного в начальной школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему
задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом
кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия
незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый
предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и
предъявляет ученикам определенные требования. Например,
для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а
другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы
привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу,
настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до
этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь
также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в
дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и
терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут
их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у
ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может
наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы,
нежели содержания учебной деятельности.
НАЧАТЬ
СНАЧАЛА
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои
положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть
сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже
говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные
преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время
появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои
взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать
свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или
двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе
у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только
способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей
профессиональной ориентации.
Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя
гуманитарное направление.
Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто
получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками
отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила.
Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку,
математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в
пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та
похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена
— она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница
выделила ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым
для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И
хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо
интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала
и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать
это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на
качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не
только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом
физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти,
становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются
рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации
ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих
способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее
считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная
тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь
не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в
переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим
успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков
наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя
успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с
личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и
т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием
отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и
все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста —
психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся
способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые
предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему
неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с
учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему
неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в
школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что
учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут
постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета.
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных
знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег
понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в
каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне
школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у
ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из
одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения
или пройденное расстояние.
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в
путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие
традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший
практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые
гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует
необходимость знания физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь
как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то
из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному
руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные
перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные
ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите
ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться
за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка,
если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте
его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить
одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.
Основными
помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и
понимание.
Реквизиты МОУ СОШ№2
Адрес: Красноярский край, Енисейский р-он, г. Енисейск, ул.
Бабкина 46
Тел: 8 - 39(195) 2-31-66 Факс: 8 - 39(195) 2-33-16 Email:
enis2@front.ru
Источник: http://enis-school2.ucoz.ru/index/krizis_perekhoda_v_5_klass/0-34 |